Главная | Лекции | Практикум | Тесты | Мультимедиа | Литература


Лекция №1. Информационные системы в рекламной практике

1. Понятие информационной системы

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединённая в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов.

В информатике понятие "система" имеет множество смысловых значений. Чащё всего оно используется применительно к набору технических средств и программ. Системой может называться аппаратная часть компьютера. Системой может считаться множество программ для решения конкретных прикладных задач, дополненных процедур ведения документации и управления расчётами.

Добавление к понятию "система" слова "информационная" отражает цель её создания и функционирования. Информационныё системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.

Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки, выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера. В крупных организациях наряду с персональным компьютером в состав технической базы информационной системы может входить мэйнфрэйм или супер ЭВМ. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно её получение и представление.

Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащённые специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

Информационная система, установленная в фирме, занимающейся продажей времени в эфире, отслеживает освободившееся место для рекламы, стоимость определённого времени в эфире и возможности эфира. Это позволяет максимально выгодно использовать время рекламы, предложение согласно спросу, максимизация прибыли и экономия времени.

2. Процессы и свойства информационных систем

Процессы условно можно представить в виде схемы, состоящей из блоков:

Рисунок 1

Свойства информационной системы:

• информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем.

• информационная система является динамичной и развивающейся.

• при построении информационной системы необходимо использовать системный подход.

• выходной продукцией является информация, на основе которой принимаются решения.

• информационную систему следует воспринимать как человеко-компьютерную систему обработки информации.

В настоящее время сложилось мнение об информационной системе как о системе, реализованной с помощью компьютерной техники. Хотя в общем случае информационную систему можно понимать и в некомпьютерном варианте.

Чтобы разобраться в работе информационной системы, необходимо понять суть проблем, которые она решает, а также организационные процессы, в которые она включена.

При определении возможностей компьютерной информационной системы следует учитывать:

• структурированность решаемых управленческих задач.

• уровень иерархии управления фирмой, на котором решение будет принято.

• принадлежность решаемой задачи к той или иной сфере бизнеса.

• вид используемой информационной технологии.

Технология работы в компьютерной информационной системе доступна для понимания специалистом некомпьютерной области и может быть успешно использована для контроля процессов профессиональной деятельности и управления ими.

3. Внедрение информационных систем

Информационные системы во многом облегчают работу, помогая получать, обрабатывать, хранить и анализировать информацию.

Кроме этого существуют дополнительные плюсы от использования информационных систем.

Внедрение информационных систем может способствовать:

• получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счёт внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т.д.

• освобождению работников от рутинной работы за счёт её автоматизации.

• обеспечению достоверности информации.

• замене бумажных носителей данных на магнитные диски или ленты, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объёмов документов на бумаге.

• совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота в фирме.

• уменьшению затрат на производство продуктов и услуг.

• предоставлению потребителям уникальных услуг.

• отысканию новых рыночных ниш.

• привязке к фирме покупателей и поставщиков за счёт предоставления им разных скидок и услуг.

4. Структура информационной системы

Как и любой объект, система имеет свою структуру, обусловленную свойствами и функциями информационных систем, и может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем.

Структура информационной системы:

Рисунок 2

Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, программное, математическое, организационное и правовое обеспечение.

Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Математическое и программное обеспечение – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

Организационное обеспечение – совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

5. Функции информационных систем

Каждая система имеет набор функций, которые она выполняет, тем самым, реализовывая поставленные перед ней задачи.

Функции информационных систем:

• Организационная.

• Плановая.

• Учетная.

• Анализа.

• Контрольная.

• Стимулирования.

Организационная – заключается в разработке организационной структуры и комплекса нормативных документов: штатное расписание фирмы, отдела, лаборатории, группы с указанием подчиненности, ответственности, сферы компетентности, прав, обязанностей и др.

Плановая – состоит в разработке и реализации планов по выполнению поставленных задач. Сюда входят: бизнес-план, план производства, план маркетинговых исследований, финансовый план, план проведения научно-исследовательской работы в различные сроки. Средствами разработки являются различные текстовые и табличные процессоры, а также интегрированные среды, например Microsoft Project.

Метод разработки перспективных планов с использованием данного пакета включает в себя несколько этапов:

• Вводятся все действия, которые предполагается осуществить в рамках данного проекта.

• Задаются временные и логические связи между этими событиями.

• Задается время, необходимое для подготовки каждого действия.

• Задаются исполнители.

• Вводятся экономические параметры: стоимость сырья, разработки.

В результате, система вырабатывает предполагаемый вариант выполнения проекта, а также позволяет получить отчеты в удобной форме представления, например, сетевой график выполнения проекта.

Такой график сопровождается расшифровкой каждого события с указанием сроков выполнения и отчетной документацией.

Рисунок 3. Сетевой график выполнения проекта

Учётная – заключается в разработке или использовании уже готовых форм и методов учета показателей деятельности организации: бухгалтерский учет, финансовый учет, управленческий учет и т.д. В общем случае, учет можно определить, как получение, регистрацию, накопление, обработку и предоставление информации о реальных хозяйственных процессах с использованием информационных технологий и вычислительных средств.

Анализ – функция связана с изучением итогов выполнения планов и заказов, определением влияющих факторов, выявление резервов, изучением тенденций развития и т.п. Этот анализ выполняется разными специалистами в зависимости от сложности и уровня выполняемого процесса.

Контрольная - осуществляется менеджером и включает в себя: контроль за выполнением плана, расходами материальных ресурсов, использованием финансовых средств и т. д.

Стимулирование – служит для повышения уровня персонала фирмы; при этом используются финансовые стимулы – зарплаты, премии и психологические стимулы.

6. Классификация информационных систем

В рекламной практике применяется множество информационных систем различных классов. Все они направлены на решение различных по своей сути задач. Существует несколько самых распространенных классов информационных систем.

По отысканию рыночных ниш

Например:

При покупке товаров в некоторых фирмах информационная система регистрирует данные о покупателях, что позволяет:

• Определить группы покупателей, их состав и их запросы, а затем ориентироваться в своей стратегии на более многочисленную группу.

• Посылать потенциальным покупателям различную рекламу, предложения, напоминания.

• Предоставлять постоянным покупателям товары и услуги в кредит со скидкой, с отсрочкой платежей.

Рекламное агентство, специализирующееся на размещении рекламы в прессе использует информационную систему, которая регистрирует все необходимые сведения о своих клиентах. Благодаря этой системе рекламное агентство имеет представление о своих клиентах, их количестве, потребностях, и выбирает тех, с кем агентству легко и выгодно работать. Также агентство имеет возможность посылать своим клиентам различные напоминания и информацию о новых достижениях, и предоставлять им различные льготы на предлагаемые услуги, скидки, различные поощрения, (например, размещение рекламы в популярной газете или журнале)

В рекламное агентство, обращаются фирмы с просьбами предоставить им квалифицированных промоутеров, для продвижения нового товара. Информационная система регистрирует данные о фирмах - заказчиках, что позволяет выявить:

• какие фирмы чаще обращаются в агентство, какие требования предъявляются к деятельности промоутеров, кто из них пользуется наибольшим спросом, (что позволяет начислить им достойную заработную плату и предоставить возможность участия в элитных акциях).

• посылать наиболее частым заказчикам различные, выгодные предложения, напоминания.

• предоставлять постоянным заказчикам высококвалифицированных промоутеров, и возможность оплачивать рекламные акции по специальной цене.

ИС ускоряющие потоки товаров

Пример:

• Фирма специализируется на поставках продуктов в определенные учреждения, например в школы или больницы.

Как известно, иметь очень большие запасы продуктов невыгодно, а не иметь их совсем невозможно. Для оптимального решения этой проблемы фирма устанавливает терминалы, в обслуживаемых учреждениях, и подключает их к ИС. Заказчик прямо с терминала вводит свои пожелания по предоставляемому ему каталогу. Эти данные поступают в ИС по учету заказов. Менеджеры, делая выборки по поступившим заказам, принимают оперативные управленческие решения по доставке заказчику нужного товара в короткий промежуток времени, тем самым, обеспечивая минимальный срок хранения продуктов.

Таким образом, экономятся огромные средства на хранение товаров, ускоряется и упрощается поток товаров, отслеживаются потребности потребителей.

• Супермаркет , получающий различные поставки товаров, нуждается в рекламных каталогах. Так как ассортимент поступающих в него товаров постоянно меняется, то заранее напечатать каталоги невозможно, они должны также постоянно обновляться.

Для того, чтобы решить эту проблему, используют информационную систему, при помощи которой, заказчик (супермаркет) вводит свои пожелания к будущему каталогу. Эти данные поступают в информационную систему по учету заказов в рекламное агентство и менеджеры по рекламе в соответствии с просьбами заказчика принимают оперативные решения по созданию и доставке каталога в короткий срок.

Таким образом, экономится большое количество денег, экономится время менеджеров по рекламе, отслеживаются потребности покупателей. И для заказчика такая система очень удобна, так как увеличивается, прежде всего, прибыль супермаркета!

По снижению издержек производства

Информационные системы по снижению издержек производства отслеживают все фазы производственного процесса, способствуют улучшению управления и контроля, более рациональному планированию и использованию персонала, тем самым, снижая себестоимость производимых товаров и услуг.

Например:

• Информационную систему устанавливают в фирме, которая сдает автомобили в наем и она отслеживает местонахождения, стоимость и техническое состояние парка прокатных машин. Это позволяет минимизировать потери от простоя и простого прогона для каждой автомашины, перераспределяя предложения согласно спросу.

• Информационная система по созданию и размещению рекламы на щитах города позволяет контролировать местонахождение щитов, их стоимость и наличие в них какой-либо рекламы, частоту смены рекламы в этих щитах. Таким образом, уменьшаются потери от простоя пустых щитов, (информационная система постоянно следит за наличием на щитах рекламы и по мере надобности сообщает о необходимости размещения в них новой), а также система позволяет установить, какие районы города пользуются большим спросом на установление щитовой рекламы.

Автоматизация технологии «Менеджмент уступок»

Смысл информационной системы технологии «менеджмента уступок» состоит в том, что если доход фирмы остается в рамках рентабельности, то потребителю делаются различные скидки, в зависимости от количества и длительности контрактов. В этом случае потребитель становится заинтересованным во взаимодействии с фирмой, а фирма, в свою очередь, привлекает дополнительное число клиентов. Если же клиент перейдет к другой фирме (конкуренту), то в таком случае, его расходы могут возрасти из-за потерь предоставляемых ему скидок.

Например:

• Информационная система по продаже авиабилетов позволяет проанализировать архивы за многие годы, оценить перспективы наполнения салона, назначить разумную цену за каждое место, снизить количество непроданных билетов.

• Информационная система банка обеспечивает все виды оплат по счетам его клиентов. Она умышленно делается несовместимой с информационной системой других банков. Таким образом, клиент попадает в круг услуг банка, из которого ему трудно выйти. В обмен банк предлагает различные скидки и бесплатные услуги.

• Информационная система устанавливается в рекламном агентстве, специализирующемся на различных видах услуг. Эта система позволяет проанализировать, какая из услуг, предоставляемых рекламным агентством, пользуется наибольшим спросом у заказчиков, что позволяет назначить разумную цену на этот вид услуги, а также дает возможность начальнику агентства задуматься над тем, надо ли улучшать стратегию выполнения услуг менее пользующихся спросом. Возможно, их можно исключить совсем или делать упор на совершенствование именно той услуги, которая приносит агентству больше прибыли.

Вопросы:

1. Понятие информационной системы.

2. Какова разница между компьютером и информационной системой?

3. Какие вы знаете процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения?

4. Каковы свойства информационной системы?

5. Какие результаты, которым может способствовать внедрение информационных систем?

6. Какова общая структура информационной системы?

7. Какие функции способна выполнять ИС?

8. Как действует информационная система, ускоряющая потоки товаров?

9. В чем заключается смысл информационной системы автоматизации технологии «менеджмент уступок»?

10. Приведите пример из рекламной практики информационной системы по отысканию рыночных ниш.

11. Приведите пример информационной системы по снижению издержек производства.

12. Какова роль информационных систем?

Сайт создан в системе uCoz